• urshevch@mail.ru
  • Краснодар, ул. Кондратенко, д. 15
+7(966) 766-80-24 Позвонить Адвокату
images
  • Главная
  • О Себе
  • Судебная практика
  • Статьи
  • Услуги
  • Вопрос Адвокату
  • Контакты

картельный сговор

картельный сговор на торгах

  • Главная
  • /
  • Статьи
  • / Картельный сговор

Картельный сговор

  • Адвокат Юрий Шевченко г.Краснодар
  • 631- просмотр.

Картельным сговором называют неформальное соглашение между участниками одной рыночной отрасли.

Договоренность обычно заключается в согласованных действиях с целью выбить из борьбы конкурента, установить выгодную для себя цену на товар или услугу, поддерживать цены на определенном уровне, вынудить соперника отказаться от участия в торгах, поделить товарный рынок.

Ежегодно ФАС РФ возбуждает сотни дел о картельных соглашениях (картели на товарных рынках и картели на торгах).

За создание картеля предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность предусматривает крупные штрафы для нарушителей антимонопольного законодательства.

В случае привлечения к уголовной ответственности кроме штрафа, предусмотрено и реальное лишение свободы до 7 лет.

При этом, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства будет только ужесточаться.

 Организациям, при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при участии в торгах, необходимо не только соблюдать требования антимонопольного законодательства, но и знать правовые подходы (требования, рекомендации) Федеральной антимонопольной службы России) по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Например, Рекомендации Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России на тему: «Актуальные вопросы правоприменительной практики» по итогам расширенного заседания от 20 ноября 2019 г. в рамках проведения V международной научно-практической Конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование», Разъяснение № 3 Президиума Федеральной антимонопольной службы «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2016 г. № 3) и др.

 Перечень запрещенных, согласованных действий хозяйствующих субъектов содержится в законе «О защите конкуренции».

ФАС России активно привлекает к ответственности компании, которые допускают нарушения антимонопольного законодательства. При этом, большинство организаций не обращаются в суд с оспариванием решений ФАС РФ.

Такая позиция организаций не всегда является правильной, поскольку единообразного подхода при разрешении дел о нарушениях антимонопольного законодательства до настоящего времени не имеется.

 В ряде случаев территориальные органы ФАС РФ не обоснованно привлекают к ответственности организации, которые в антиконкурентных соглашениях не участвовали или же участие в таких соглашениях не доказано.

 Часто федеральная антимонопольная служба при доказывании вины нарушителя ссылается на косвенные доказательства. Действительно и суды принимают косвенные доказательства при установлении вины организации в совершении антимонопольного нарушения. Но в данном случае возможно качественная защита по обвинению в совершении антиконкурентного правонарушения, поскольку косвенные доказательства легче оспорить.

Итак, признаки, которые могут быть использованы в качестве доказательства картельного сговора на торгах.

На торгах могут быть сговоры как участников закупки между собой, так и сговоры между заказчиком и участником закупки.

Например, один из участников торгов снижает немного цену, а другой предлагает минимальную цену. В итоге цена становится даже ниже рыночной. В таком случае исполнение контракта по такой цене не выгодно добросовестному участнику закупки. Участники заявляются на процедуру снижения цены, но не участвуют в ней.

Суть так называемой схемы «Таран» описана в одном из решений арбитражного суда, который признал торги недействительными и указал следующее.

Таран — крайне агрессивная стратегия поведения участников торгов, в ходе которой, вначале одна компания делает минимальную ставку на понижение, а затем две другие стремительно начинают «ронять» цену, используя максимальный шаг, то есть совершается резкий значительный скачок цепы контракта в сторону снижения. При этом снижением занимаются те участники, заявки которых не соответствуют требованиям аукционной документации закупки и/или требованиям, установленным законодательством. Цель данной схемы состоит в том, чтобы заставить добросовестных участников аукциона, введенных в заблуждение резким снижением цены, отказаться от конкурентной борьбы и дать возможность одному из участников сговора заключить контракт по максимально возможной цене.

В условиях цифровизации экономики некоторые организации активно используют аукционные роботы, которые запрограммированы на минимальное снижение от начальной цены.

Антимонопольной службой уже привлечен к ответственности ряд организаций, вступивших в такой цифровой сговор.

 При анализе действий участников торгов, ФАС РФ в качестве доказательства картельного сговора рассматривает использования одинаковых IP-адресов, взаимоотношения сторон, их переписку, денежные транзакции т.п. Антимонопольная служба оценивает и рыночные взаимоотношения компании с конкурентами. В случаях, когда они заключали субподрядные договоры, это тоже может стать одним из доказательств картеля.

 Даже, если добросовестный участник установил картельный сговор других участников закупки, не всегда есть возможность эффективно бороться с ценовыми манипуляциями непосредственно на торгах.

В таком случае, одним из способов борьбы с картельным сговором является жалоба в антимонопольную службу. Добросовестный участник торгов в жалобе в антимонопольную службу должен указать на конкретные признаки сговора: аффилированность участников закупки между собой, экономически нецелесообразное поведение, отклонение заявок при рассмотрении вторых частей и другие известные ему факты.

 Еще одним видом картельного сговора является сговор между заказчиком и участником торгов.

В таких случаях документация, формируется под конкретного производителя. Характеристики товаров определены таким образом, чтобы описание соответствовало только товару одного производителя (например, требования к упаковке, дозировке, форме выпуска).

Другим случаем нарушения является указание заказчиком в документации большого количества требований, запутанность формулировок. В результате добросовестный участник закупки не имеет возможности выполнить все требования и его заявка отклоняется.

Препятствием для участия в торгах являются и небольшие сроки исполнения контракта. Например, поставщик, который вступил в сговор с заказчиком, уже частично исполнил работы и спокойно может уложиться в срок указанный в контракте, в то время как другим участникам выполнение работ (оказание услуг) в указанные сроки невозможно.

О сговоре между заказчиком и недобросовестным участником торгов может свидетельствовать явно заниженная, не рыночная цена работ. У недобросовестного участника торгов имеется информация о том, что фактический объем работ (услуг) меньше.

В некоторых случаях заказчик и вовсе отклоняет заявку по надуманным основаниям.

 Полностью исключить недобросовестного поведение заказчика и других участников торгов не возможно.

Поэтому, во всех случаях необходимо тщательно изучить закупочную документацию. Обратите внимание на явные не состыковки в документации.

 Если вы обнаружили такие неточности, противоречия в документации и т.п. обращайтесь с письменным заявлением к заказчику о разъяснении указанных вопросов.

 В случае если ответчик не отвечает на Ваш запрос, или же документация не соответствует требованиям закона, подавай те жалобу в антимонопольную службу.

 В жалобе необходимо указать все нарушения, свидетельствующие о картельном сговоре, а также необходимо сослаться на нормы законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», «О защите конкуренции».

Что касается картельных сговоров на товарных рынках, то в данном случае следует учитывать и положения приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», которым установлен порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке является одним из этапов доказывания нарушения антимонопольного законодательства. В соответствие с действующим законодательством результаты проведенного анализа являются доказательствами по делу.

 

Безвыходных ситуаций не бывает.

Обращайтесь к адвокату по телефону 8 -966-766-80-24

Электронная почта

 

 

 

 

 

 

Поделится

Контакты

  • Краснодар, ул. Кондратенко, д. 15
  • +7(966) 766-80-24
  • urshevch@mail.ru

Навигация

  • Главная
  • О Себе
  • Судебная практика
  • Статьи
  • Услуги
  • Вопрос Адвокату
  • Контакты

Специализированная юридическая помощь адвоката в Краснодаре

  • Политика конфиденциальности
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Юридическая консультация
© Адвокат Шевченко Ю.В. 2020
  • HostCMS